9p маркетинга

Концепция 9p (девять «пи») маркетинга рассматривает совокупность девяти элементов, которые могут повлиять на успех в бизнесе: персонал, личные продажи, распространение и др.

Павел ШУДНЕВ

Фактически, модель девяти «пи» маркетинга является «расширенной и улучшенной» версией классической модели 4p и продолжением концепции 7 p маркетинга – о которых вы можете прочитать в соответствующих разделах. Итак, модель 9p маркетинга включает в себя следующие «пи»:

  1. Продукт (от англ. product)
  2. Цена (от англ. price)
  3. Распространение (от англ. place)
  4. Продвижение (от англ. promotion)

Это – классическая модель 4p. Далее она пополняется тремя «пи» из модели 7p маркетинга:

  1. Персонал (англ. people)
  2. Процесс (англ. process)
  3. Физическое свидетельство (англ. physical evidence)

Другими словами, пока перед нами обычные семь «пи» – ни больше, ни меньше.

(Довольно часто возникают вопросы о том, что такое «физическое свидетельство»? Термин относится к продаже услуг, которые являются неосязаемыми (например, стрижка, страхование, услуги юристов и пр.), и относится к тому, что можно увидеть глазами и «потрогать руками»: офис, внешний вид сотрудников, оформление документов и пр. То есть речь идёт о неких внешних, физических атрибутах продажи услуги, отсюда и термин «физическое свидетельство».)

Для получения модели 9p к ним добавляются два финальных «пи»:

  1. Связи с общественностью (public relations)
  2. Личные продажи (personal selling)

Подведём итоги

Концепция девяти «пи» рассматривает совокупность девяти составляющих маркетинг-микс: продукт, цена, распространение, продвижение, персонал, процесс, физическое свидетельство, PR и личные продажи.

Несмотря на привлекательность таких академических схем, как 4p, 7p, 9p и иже с ними, в практическом бизнесе данная модель (как и большинство других академических моделей) является крайне сомнительной, потому что в ней вообще не рассматривается самое главное: клиент, его интересы и его потребности.

Другие статьи
Целевая аудитория
Что такое целевая аудитория, как её измерить, какую пользу понимание ЦА может принести бизнесу – практические ответы на эти и другие вопросы, а также интересные примеры из реального бизнеса читайте ниже. Читать далее
Характеристики целевой аудитории
В зависимости от типа рынка, целевая аудитория может иметь различные географические и социально-демографические характеристики. Читать далее
Здравый смысл или привычка: кто победит?
В 1999 году моя первая рекламная кампания в печатных СМИ сделала своё дело: объём продаж вырос в 10 раз. Сегодня размещение рекламы в традиционных СМИ я даже не рассматриваю – есть более эффективные решения. И есть люди, которые почему-то считают иначе. Читать далее
Маркетинг 5p
Комплекс маркетинга 5p (также известный как маркетинг 5 p) – это расширенная версия классической модели Филипа Котлера 4 «пи», которая рассматривает совокупное влияние на успех в бизнесе пяти факторов. Читать далее