Что есть шрифт, а что нет?

Сегодня мы поговорим о терминологии и проясним, что такое шрифт, начертание, гарнитура и семейство шрифтов.

Павел ШУДНЕВ

Вы наверняка знаете такие шрифты, как Times New Roman и Arial. Вы знаете, что они бывают обычные, курсивные, жирные и жирные курсивные. Однако называть их шрифтами, с профессиональной и исторической точки зрения, не совсем корректно. Сейчас объясню, почему.

Шрифты: вчера и сегодня

Когда мы думаем о шрифтах сегодня, скорее всего, мы представляем шрифты на компьютере, то есть шрифты электронные. Однако до распространения компьютеров об электронных шрифтах и речи быть не могло: в то время шрифты были вполне себе материальными, сделанными из металла.

Каждый символ (заглавные и строчные буквы, цифры и знаки препинания) был отдельным элементом. Точнее сказать, типографской литерой – металлическим (а до этого деревянным – см. фото ниже) бруском с рельефным зеркальным изображением символа для переноса на бумагу.

Шрифтовые символы хранились в специальных деревянных ящиках. Для каждого символа было своё отделение. Например, заглавные буквы «А» хранились в одном отсеке, строчные «а» – в другом, заглавные «Б» – в третьем и т.д. Нетрудно посчитать, что таких отсеков было около ста.

В одном ящике хранились все символы одного начертания (например, регулярного) и одного печатного размера (например, 11 типографских пунктов). Именно этот комплект символов – один стиль, одно начертание, один размер – корректно называть «шрифтом».

Комплекты аналогичных символов других типографских размеров (например, 16, 36 и 60 типографских пунктов) являются другими шрифтами. Если говорить про Times New Roman, то шрифты корректно называть Times New Roman Regular 16 (один шрифт, один комплект символов), Times New Roman Regular 36 (другой шрифт, другой комплект символов) и т.д.

Начертания шрифтов

Регулярный (прямой), курсив (наклонный) и жирный – это примеры начертаний шрифтов. Например, корректно будет сказать: начертание Times New Roman Bold. Шрифтом же правильно будет назвать, например, Times New Roman Bold 16.

Стандартное количество шрифтовых начертаний – четыре: регулярное, курсив, жирное и жирный курсив. Есть шрифты, у которых всего одно начертание (например, у декоративных рукописных шрифтов). Есть шрифты, у которых десятки начертаний: тонкое, ультра-тонкое, лёгкое, полужирное и др.

Гарнитуры и семейства шрифтов

Термин «гарнитура» объединяет несколько стилистически схожих шрифтовых начертаний в одну группу. То есть Times New Roman – это как раз гарнитура, Times New Roman Italic – начертание, Times New Roman Italic 24 – шрифт.

Как вы заметили, название шрифта учитывает его гарнитуру (в самом начале, например, Times New Roman), начертание (после названия гарнитуры, например, Italic) и размер шрифта (после начертания, например, 24 типографских пункта).

В английском языке типографский термин «гарнитура» называется typeface family. На русский это дословно переводится как «семейство шрифтов». Возможно, поэтому шрифтовые гарнитуры по-русски также называют «семействами шрифтов».

О сочетании шрифтов

Часто можно услышать вопрос: как лучше сочетать шрифты с засечками и шрифты без засечек? В ответе на него полезно учитывать вот что: в профессиональных гарнитурах часто есть начертания как с засечками, так и без них.

Например, у издателя шрифтов Para Type есть четыре начертания гарнитур PT Sans (без засечек) и четыре PT Serif (с засечками). Этого вполне достаточно для работы над дизайнерским проектом, а так как все начертания относятся к одной гарнитуре, то сочетаться друг с другом они будут по умолчанию.

Таким образом, вместо того, чтобы пытаться совместить две гарнитуры разных стилей, можно выбрать одну достойную гарнитуру с начертаниями шрифтов с засечками и без них, и вопрос сочетаний шрифтов решится сам собой.

Другие статьи
С засечками или без засечек: какой шрифт читабельнее?
Есть мнение, что шрифты с засечками читабельнее, так как засечки создают горизонтальную линию, по которой скользит взгляд читателя. И есть точка зрения, что с экрана легче читать шрифты без засечек, так как они разборчивее... Чему верить? Попробуем разобраться. Читать далее
Какой шрифт лучше?
Я считаю, что лучше тот шрифт, который легче читать. Однако на бумаге и экране монитора текст читается по-разному. Поэтому шрифт, который лучше всего подходит для сайта, в печати использовать стоит не всегда. Читать далее
Серый шрифт на чёрном фоне: читабельно?
В погоне за оригинальностью и «креативностью» легко принести в жертву читабельность. Например, разместить светлый текст на темном фоне. Почему это плохая идея, читайте ниже. Читать далее
Ликбез: хостинг, сервер, сайты, домены, DNS и CMS
Рассказ о пяти ключевых составляющих разработки сайта простым и понятным языком, с примерами. Читать далее