Что такое редизайн сайта и зачем он нужен?

Есть мнение, что редизайн – это просто разработка нового дизайна для старого сайта, и нужен он для того, чтобы сайт выглядел более современно. Это очень поверхностная точка зрения, которая имеет мало общего с реальностью: на самом деле, всё намного более серьезно… и интересно.

Павел ШУДНЕВ

Для начала – несколько слов о терминологии. Слово «редизайн» в русском языке – это такой же неологизм, как, например, «селфи», и в наш обиход оно пришло из английского. И если для носителя английского языка значения этих обоих слов очевидны из их происхождения, то для русского человека все не столь однозначно.

Если просто перевести слово редизайн на русский, то окажется, что это всего лишь… переделка. Именно так английское слово redesign переводится – переделка, только и всего. Следовательно, редизайн сайта (website redesign) – это переделка сайта.

И вот тут начинается интересное: если это переделка сайта (т.е. комплекс работ, включающий не только внешний вид сайта, но и внесение изменений в его программный код), то результатом этой работы не может быть одно лишь изменение его внешнего вида! И это действительно так.

Истинные задачи редизайна

Раз уж зашла речь о редизайне, неплохо бы разобрать и корень слова – дизайн. Возможно, вы удивитесь, но если дать слову «дизайн» определение одним словом, то это удобство. Заметьте: не красота, а именно удобство! Красивый вид может быть результатом работы дизайнера, но не в ущерб удобству: удобство первично.

Соответственно, цель редизайна сайта – сделать сайт удобнее. А в чем может выражаться удобство применительно к сайту? Давайте подумаем:

  1. Удобство чтения (читабельнсть)
  2. Удобство восприятия визуального ряда
  3. Удобство пользования (юзабилити)

Если говорить про читабельность, то ее законы были открыты еще в конце XIX века. С тех пор они не менялись и, думаю, никогда не изменятся. На читабельность влияет длина строки, межстрочный интервал, верстка, длина слов и абзацев, размер шрифта, контрастность текста и др.

С визуальным рядом (картинки, графика и видео) дела обстоят примерно так же: законы восприятия информации были открыты примерно в то же время, что и законы читабельности. Они отвечают на вопросы о том, в каком порядке человек воспринимает информацию. Например, зная, что сначала глаз «схватывает» изображение, а потом – заголовок текста, логично разместить их именно в этом порядке: сначала изображение, потом заголовок. Однако в погоне за «креативностью» даже этим элементарным правилом «дизайнеры» зачастую пренебрегают.

Критерии удобства пользования сайтом

Так как этот вопрос более обширный, нежели предыдущие два пункта, я решил отбить его подзаголовком – и сделать чтение этой статьи более удобным. Ряд вещей лежит на поверхности. Другие – не столь очевидны.

Например, очевидно, что структура сайта должна быть такой, чтобы всё (сразу) было ясно: если структура сайта простая (или, как минимум, понятная) пользователь без труда найдет нужную ему информацию. Которая, возможно, станет ключевой для принятия решения о работе с данной компанией…

Понятная структура в сочетании с хорошей читабельностью и «смотрибельностью» сайта создает для пользователя комфортную обстановку, в которой всё его внимание сосредоточено на содержании сайта, а не на его внешнем виде или его структуре (а-ля «где у этих идиотов руководство пользователя?!»).

Следующий момент, о котором часто не думают – это скорость. Скорость загрузки разных страниц сайта (а не только главной страницы). Как показывает практика, вопрос этот довольно хитрый: с одной стороны, скорость должна быть достаточно высокой, чтобы пользователь о ней даже не думал; с другой стороны, она не должна быть слишком высокой, потому что тогда часть пользователей перестает замечать загрузку новых страниц (возможно, звучит несколько странно, но это факт).

Два следующих критерия удобства пользования сайтом достойны отдельного подзаголовка: речь пойдет о мобильных устройствах и связанных с ними нюансами.

Mobility-usability или удобство пользования сайтом с мобильных устройств

Подробно о неочевидных нюансах мобильных устройств написано в предыдущей статье – что такое адаптивный дизайн, поэтому здесь очень кратко коснемся ключевых моментов:

  • У них в разы большая плотность пикселей. Поэтому то, что на экране ПК выглядит большим, на экране смартфона выглядит маленьким (например, размер шрифта может физически уменьшиться так, что текст станет нечитабельным)
  • Очень важный момент: в работе с мобильными устройствами выбор пунктов меню, переходы по ссылкам и пр. осуществляется не с помощью курсора мышки, а пальцами рук. Ряд привычных решений для ПК (например, выпадающие меню, буллиты в слайдерах, стрелочки маленького размера) в этом случае мало того, что не будут работать, но еще и могут вызвать раздражение пользователя (которое с сайта компании торжественно перейдет на саму компанию)
  • У большинства мобильных устройств разрешение экрана меньше, чем у компьютеров (поэтому сайт в них просто не влезет, и нужно будет его прокручивать)
  • В отличие от ПК, на мобильных устройствах сайты просматривают в двух положениях – в вертикальной и горизонтальной ориентации. По-хорошему, дизайн сайта должен адаптироваться под разные ориентации устройств
  • Во многих регионах России (в том числе, как ни странно, во многих районах Москвы – что уж там говорить о других городах) скорость мобильного Интернета, скажем так, далеко не высокая. Поэтому многие сайты могут вообще не загружаться (и на самом деле не загружаются). На сегодня это неочевидная причина, по которой такому сайту стоит сделать редизайн; завтра это будет жизненной необходимостью.

На сладкое: плюсы редизайна для поискового продвижения

В поисковой оптимизации есть одно фундаментальное правило, которое очень не любят товарищи SEO-специалисты, и о котором (у них) не принято говорить клиентам. Правило логичное: что хорошо для пользователя, хорошо для поисковой машины. Среди прочего это относится и к читабельности текстов, и к расположению информации на сайте (вспоминаем разговор о «смотрибельности»), и к скорости загрузки разных страниц сайта, и к продуманности навигации.

За последние два-три года поисковыми машинами стали отдельно рассматриваться параметры удобства пользования сайтом при просмотре с персонального компьютера (1) и при просмотре с мобильных устройств (2). Например, популярный сервис Google PageSpeed Insights анализирует удобство сайта для пользователей и скорость. И знаете, что интересно? Сначала эти параметры анализируются для мобильных устройств, и лишь потом – для компьютеров.

По каждому из четырех параметров (два для мобильных устройств и два для ПК) сайт оценивается по 100-балльной системе. Сразу же даются и конкретные рекомендации. Например, для сайта Яндекс применительно к удобству пользования с мобильных устройств Google рекомендует адаптировать размер контента для области просмотра:

Ширина страницы превышает ширину области просмотра, из-за чего пользователям придется прокручивать ее по горизонтали. Адаптируйте контент для области просмотра, чтобы сделать свой сайт удобнее.

Рекомендации по редизайну сайта Google PageSpeed Insights

Проверьте качество своего сайта при помощи этого сервиса – узнаете о нем много интересного и полезного (в том числе, применительно к задачам его редизайна). И, что важно: эта информация точно будет достоверной и непредвзятой.

Пара слов про редизайн для SEO

Выше шла речь о том, что при профессиональном подходе к делу побочным результатом работы над дизайном (редизайном) сайта, может стать улучшение его поисковой видимости. Т.е. при решении, например, задачи по улучшению читабельности сайта с мобильных устройств, задача улучшения поисковой видимости сайта тоже решается, хоть такая цель изначально и не ставилась.

Может быть и другой случай: при разработке редизайна сайта задачей может быть именно улучшение поисковой видимости сайта. В этом случае решение задачи может быть несколько другим: с удобства пользования (читабельности и пр.) фокус может сместиться в сторону поискового продвижения. Для этого, например, может быть увеличено количество страниц сайта – с пользой для клиента и не в ущерб навигации, скорости сайта и т.д.

Простой пример, который приходит в голову – редизайн портфолио (скажем, раздел работ строительной компании). В России такие разделы обычно делают в виде миниатюр с возможностью просмотра увеличенных изображений в формате лайтбокса (большая картинка, которая открывается поверх открытой страницы сайта с затемнением этой страницы).

Дизайнер может предложить каждую работу сделать самостоятельной страницей, которой потребуется текстовое описание, несколько изображений, а также SEO-атрибуты (титул, оптимизированный URL-адрес, грамотно написанные заголовки и пр.). Тогда результатом редизайна станет в том числе увеличение общего количества страниц сайта на столько, сколько работ размещено в портфолио. Если все сделать правильно, следующим результатом этой работы станет увеличение поисковой видимости сайта по ряду запросов.

Резюме

Как видите, если рассматривать редизайн сайта только как изменение его внешнего вида (пусть даже в сторону чего-то более современного, более трендового), это очень узкий взгляд на вещи. При помощи редизайна решаются и другие, куда более серьезные задачи: улучшение удобства пользования сайтом с разных устройств, увеличение скорости загрузки его страниц, повышение читабельности и т.д.

Решение этих задач автоматически ведет к улучшению поисковой видимости сайта. Его следствие – рост осведомленности целевой аудитории о вашей компании, что приводит к увеличению продаж. Т.о. редизайн сайта может также позитивно повлиять на рост продаж.

Другие статьи
Особенности разработки адаптивного дизайна сайта
В отличие от привычной работы по созданию дизайна сайта для одного типа устройств – компьютеров, у адаптивного дизайна другие, более сложные законы, и они диктуют принципиально другой подход к разработке. Теперь нужно учитывать мобильные устройства и их особенности: расстояние от точки просмотра, плотность пикселей, ориентацию, предполагаемую скорость подключения к Интернет. Читать далее
Почему адаптивный дизайн необходим для бизнеса в 2015 году?
Всё больше людей начинают выходить в Интернет при помощи смартфонов и планшетов. Мобильные устройства позволяют проверять e-mail в общественном транспорте, читать цифровые версии любимых газет, и даже делать покупки во время транспортной пробки. Читать далее
Какой шрифт лучше?
Я считаю, что лучше тот шрифт, который легче читать. Однако на бумаге и экране монитора текст читается по-разному. Поэтому шрифт, который лучше всего подходит для сайта, в печати использовать стоит не всегда. Читать далее
Зачем нужен адаптивный дизайн сайта?
С точки зрения маркетинга, адаптивный дизайн решает три задачи: обеспечивает пользователям самый комфортный просмотр сайта с любого устройства, способствует формированию позитивного имиджа компании и положительно влияет на поисковое ранжирование сайта. Читать далее