Как выбрать домен

Мои клиенты часто обращаются ко мне за советом, как правильно выбрать доменное имя. У меня на этот счет есть свои соображения, о которых в других источниках нет и речи: доменов лучше покупать несколько, хотя бы один из них должно быть легко записать на слух без ошибок с первой попытки и др.

Павел ШУДНЕВ

Начнем с того, что многие не знают (или не до конца понимают), что же такое домен (он же – доменное имя). Поясню на примере.

У вас есть мобильный телефон. У телефона есть номер. Если набрать этот номер с другого телефона, до вас можно дозвониться. Так вот домен – это тот же «номер», только в сети Интернет, набрав который в адресной строке браузера (программа для работы с веб-сайтами, а-ля Internet Explorer) можно попасть на тот или иной сайт. В случае этого сайта доменное имя – multipromotion.ru (читается «мультипромоушн точка ру).

Думаю, этот вопрос разъяснили. Теперь изложу свои соображения о том, как этот домен, собственно, подобрать. Примеры буду приводить исключительно из своего опыта: считаю, что так будет лучше, нагляднее и интереснее.

Первое: домен должно быть легко записать

Три примера из российских реалий.

Первый: обращается ко мне юрист, с гениальным, с ее точки зрения, названием сайта (под который нужно подобрать домен). Так как общаемся мы по телефону, у меня нет возможности увидеть это написание – я могу его лишь слышать. И вот, что я слышу: «Энди Ло». На мой вопрос, идет ли речь о каком-то знаменитом юристе, мне говорят, что это вовсе не юрист, а «Хэнди Ло». При этом домен, как я понял, был уже куплен: название-то гениальное, чего ж ждать-то?!

Оказалось, что handy law (скажите честно: вы подумали о таком написании?) это некое английское идиоматическое выражение, применимое к юристам, которым можно задать любой вопрос об оформлении документов – или что-то вроде того, не помню. Скажу больше: хоть я и получил на английском языке образование, такого выражения я в жизни не слышал…

Я спросил: а вы вообще представляете, как люди будут это записывать при разговоре по телефону?! Ведь в России большинство людей на английском языке говорит на начальном уровне, если и говорит вообще. В разговоре зависла долгая пауза. Ответ: ой, а об этом я как-то и не подумала… Надо думать.

Пример №2. Диетологи из Петербурга (к слову: диетологи, на самом деле, высшего класса). Еще один «гениальный креатив» (в этот раз аж в названии компании): Ит Ту Фит. Как оно вам? Если бы речь шла об Америке или Англии, я бы сказал, что название просто гениальное (БЕЗ кавычек – на самом деле): любому англоговорящему человеку сразу ясно, что речь идет о диетологии – «ешь, чтобы стать стройным», именно так переводится это звучное выражение. Но мы ведь живем в России, и про уровень владения английским языком уже было сказано выше. Поэтому не надо быть очень умным — надо быть проще.

Чтобы проверить свою гипотезу (о том, что с первого раза это имя правильно написать практически невозможно), я просил его написать своих знакомых. Просто говорил «зайди на сайт ит ту фит». Выражение лиц менялось на такое, как будто я спрашивал «что значит е равно эм цэ квадрат»?

Варианты написаний были такие: ittwofeet, eattwofeet, ittufit, ittofit и пр. Без моей подсказки правильно на слух набрать адрес не смог НИКТО. Я специально не привожу здесь правильного написания доменного имени – попробуйте решить эту задачку самостоятельно.

Пример №3. Название компании: Северная Аврора. Доменное имя: north-aurora.ru. По-русски читается «норс аурора точка ру». На слух сразу без ошибки не запишешь точно. Решение? Очень простое: покупается второй домен – лотки.рф (читается «лотки точка эр эф»). Можно ли это набрать на слух? Легко. Достаточно сказать по телефону: наберите русскими буквами «лотки точка эр эф».

Мораль: если название вашей компании (или проекта, или сайта), с точки зрения клиента, сложное, подумайте, как его упростить. Например, ничто не мешало тем же диетологам зарегистрировать второе доменное имя вашадиета.рф или 99diet.ru или что-то подобное. Домен должен быть простым, понятным, и его должно быть легко записать.

Второе: доменов может быть два… и больше

Вернёмся к аналогии с телефоном. Вам можно дозвониться по какому-то одному номеру. Однако вы можете сделать переадресацию, например, с домашнего телефона – и тогда до вас можно будет дозвониться уже по двум номерам. Или вы можете купить себе, например, региональные номера (чтобы люди думали, что у вас есть филиалы в разных точках России) и тоже «прикрутить» их к вашему номеру. Тогда номеров может быть уже три, пять и более.

На один сайт может вести одно доменное имя. А может и два. И три. И миллион. Вот для примера (скопируйте любой из этих адресов в ваш браузер, и вы попадете на один и тот же сайт):

  • северная-аврора.рф
  • севернаяаврора.рф (без дефиса)
  • http://north-aurora.ru/
  • lotki-spb.ru
  • лотки.рф

Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Тут, конечно, нужно думать о целесообразности. Об этом пару слов скажем ниже. А сейчас еще раз повторю свою мысль о том, что домен должно быть легко записать на слух с первой попытки без ошибки. Домен этого сайта сравнительно длинный: multipromotion – 14 символов. При этом его легко записать (я проверял).

Домен eat2fit – короткий: всего 7 символов, в два раза короче, чем multipromotion. При этом с первой попытки (как, впрочем, и со второй, и с третьей) правильно его записать для русского человека практически невозможно. Отсюда вывод: главное – чтобы домен было легко записать, а не чтобы он был короткий.

Третье: домен и почтовый адрес

Скорее всего, у вас есть личная почта (например, на mail.ru) и есть почта рабочая (в адресе которой есть тот же домен, что и в названии сайта компании). Вообще, в России своя корпоративная этика, и здесь в порядке вещей на солидной корпоративной визитной карточке указать почтовый адрес vasja_78@mail.ru.

Возможно, вам будет приятнее, если на вашей визитке адрес вашего сайта и окончание почтового адреса будут совпадать. С точки зрения корпоративной этики, это будет правильнее. И в этом ключе остается сказать вот что.

В приведенных выше примерах можно встретить два вида доменов: написанных латиницей (например, lotki-spb.ru), и написанных кириллицей (например, лотки.рф – так называемые кириллические домены). Если вам импонируют вторые – кириллические, имейте ввиду, что на их базе не сделать почтовые адреса. И в этом случае вам придется использовать либо личный e-mail, либо покупать второй домен (написанный латиницей) специально для почты.

Четвертое: с дефисом и без

Если название компании состоит из двух слов, может иметь смысл зарегистрировать сразу два похожих домена – разница между которыми будет заключаться лишь в наличии дефиса между словами. Например: imagine-audio.ru и imagineaudio.ru. Бывает, что пользователи не ищут сайт через поисковые системы, а просто набирают его в адресной строке браузера так, как им кажется правильным.

По умолчанию в таких случаях лучше использовать домен с дефисом. Домен без дефиса можно оставить для пользователей, которые захотят найти вас без помощи поисковика.

Пятое: аббревиатуры

Если название вашей компании (или проекта) состоит из нескольких слов, подумайте об использовании аббревиатур. Например, «Инженерно-буровая компания Геопоиск» можно сократить до ИБКГ. В написании латиницей ibkg. Даже если домен в зоне .ru будет занят, можно приобрести домен в другой доменной зоне, например, ibkg.pro.

Другой вариант сокращенного названия – ibk-geopoisk. Еще лучше – просто geopoisk. Однако, как мы уже говорили выше, можно выбрать и первое, и второе, и третье.

Другие статьи
Почему разработчикам выгодно предлагать платные CMS
Зачастую разработчики сайтов рекомендуют платные системы администрирования сайтов (CMS) как более надежные. Если же называть вещи своими именами, смысл такого предложения отнюдь не в надёжности, а в возможности больше заработать. Читать далее
Три задачи главной страницы сайта
Главная страница сайта должна решать три задачи: дать представление о том, чем занимается компания, вызвать доверие и подсказать, куда двигаться дальше. Как правильно решить эти задачи, читайте ниже. Читать далее
Как выбрать разработчика сайта?
Если сравнить разработку сайта с ремонтом квартиры, то разработчиков можно сравнить со строителями: взятые на себя обязательства они могут выполнить плохо, а то и не выполнить вовсе. Чтобы свести риск к минимуму, следуйте приведенным в этой статье советам о выборе разработчика сайта. Читать далее
Landing page: одна страница – одно действие
Лендинг пейдж, он же лендинг, он же landing page, посадочная страница или страница посадки, доказал свою эффективность на Западе, и сейчас активно набирает популярность в России. Ниже мы вкратце расскажем о том, что такое настоящий landing page, зачем он нужен и чем он отличается от обычного сайта. Читать далее