С засечками или без засечек: какой шрифт читабельнее?

Есть мнение, что шрифты с засечками читабельнее, так как засечки создают горизонтальную линию, по которой скользит взгляд читателя. И есть точка зрения, что с экрана легче читать шрифты без засечек, так как они разборчивее… Чему верить? Попробуем разобраться.

Павел ШУДНЕВ

Для начала, давайте определимся с параметрами, по которым можно оценивать читабельность шрифтов. С профессиональной точки зрения, их три: скорость чтения, разборчивость и комфортность чтения. Рассмотрим их по порядку.

Скорость чтения

Есть параметры субъективные, и есть объективные. Если говорить о результатах исследований, то показатель будет объективным. Мне было интересно узнать, что результаты проведённых в США исследований показали, что скорость чтения шрифтов с засечками и шрифтов без засечек… одинаковая. Это значит, что если для вас важно, чтобы текст читался достаточно быстро, то рассматриваемый нами вопрос практически не актуален.

Разборчивость

В вопросе разборчивости шрифтов важно учитывать, о каком типе шрифтов идёт речь. Здесь следует кое-что уточнить. Для рядового обывателя есть всего два вида шрифтов: с засечками и без. Профессионалы знают, что видов шрифтов, во-первых, больше (однако сейчас это не важно) и, во-вторых, они отличаются по типам.

По-английски типы шрифтов называются text (текстовый) и display (демонстративные). Первые разработаны для использования в качестве текста, и будут читабельны даже при малом размере шрифта (например, 6 типографских пунктов – скажем, в сносках или на визитных карточках).

Вторая группа шрифтов (display) разработана специально для заголовков, крупных надписей на рекламных плакатах, упаковке и пр. При размере шрифта типа display менее 14 типографских пунктов, он становится неразборчивым, и его становится неудобно читать. Другими словами, шрифты типа display будут читабельны при большом размере кегля и не будут при малом.

Шрифты типа display сделаны так, чтобы обратить на себя внимание. Они как бы говорят читателю: «Посмотри, какие мы красивые!» Эти шрифты в хорошем смысле слова вычурные, и очень хороши для привлечения внимания и создания позитивного впечатления от внешнего знакомства с продуктом.

Отсюда и оригинальное название display – то есть сделанные «на показ», чтобы похвастаться (один из переводов слова display на русский язык)… Кстати, ещё один из переводов слова display на русский – «выделение особым шрифтом». То есть профессионального термина в русском языке для этого слова просто нет…

В дизайне моего сайта я использую оба вида шрифтов. Для заголовков и аннотаций в теле статей (первый абзац после заголовка) я использую шрифт типа display с засечками. Для всех текстов (включая дату, подпись и рубрики) – текстовый шрифт (text type) без засечек. Можете сравнить два типа шрифтов.

Почему я уделяю столько внимания вопросу разборчивости шрифтов? Во-первых, потому что это важно, и в русскоязычных источниках этому вопросу уделяется слишком мало внимания. Во-вторых, потому что кириллических веб-шрифтов (то есть шрифтов, которые можно использовать на сайтах) мало, и это часто приводит к тому, что для текста на российских сайтах используют не текстовые шрифты, а шрифты типа display, что снижает их разборчивость, а следовательно и читабельность.

Комфортность чтения

Комфортность чтения зависит от длины текста. Небольшие тексты (например, новости и статьи) одинаково комфортно читать при использовании текстового шрифта как с засечками, так и без них.

Возможно, вы обращали внимание, что в профессиональных печатных и электронных средствах массовой информации (газеты, журналы) используются оба вида шрифтов, то есть нет явного предпочтения тому или другому виду шрифтов. Это вызвано тем, что читать их одинаково комфортно – при этом размере текстов.

Если предполагается долгое чтение (например, чтение книги), то тут выбор вида шрифта уже играет роль: для этого вида чтения предпочтительны текстовые шрифты с засечками. Пролистайте книги, которые вы читали, и вы увидите, что они набраны именно этим шрифтом: если на чтение нужно много времени, то читать текстовый шрифт с засечками намного удобнее.

Резюме

Из этой статьи вы узнали о трёх базовых профессиональных критериях выбора шрифтов: скорость чтения, разборчивость и комфортность чтения. Кроме того, вы узнали, что часть шрифтов разработана специально для текстов (шрифты типа text), и часть шрифтов – для привлечения внимания (шрифты типа display).

Надеюсь, что прочитать эту статью вам было интересно (и комфортно), и что теперь вы сможете принять более обоснованное решение при выборе шрифтов.

Другие статьи
Серый шрифт на чёрном фоне: читабельно?
В погоне за оригинальностью и «креативностью» легко принести в жертву читабельность. Например, разместить светлый текст на темном фоне. Почему это плохая идея, читайте ниже. Читать далее
Что есть шрифт, а что нет?
Сегодня мы поговорим о терминологии и проясним, что такое шрифт, начертание, гарнитура и семейство шрифтов. Читать далее
Какой шрифт лучше?
Я считаю, что лучше тот шрифт, который легче читать. Однако на бумаге и экране монитора текст читается по-разному. Поэтому шрифт, который лучше всего подходит для сайта, в печати использовать стоит не всегда. Читать далее
4p маркетинга
Теория 4p маркетинга, также известная как комплекс маркетинга 4p и маркетинг-микс, это комплексное рассмотрение четырех факторов – продукта, его цены, распространения и продвижения – на успех в бизнесе. Читать далее