Какую CMS выбрать?

Довольно часто ко мне обращаются с вопросом, какую CMS (движок сайта, систему администрирования сайта) выбрать. В рунете есть ряд публикаций, в которых разные CMS сравнивают между собой – мол, лучше то или это, а не то… Я же отвечаю на этот вопрос системно.

Павел ШУДНЕВ

Прежде чем перейти к систематизации CMS, давайте для начала разберемся, что это такое (если Вы это и так знаете, переходите к следующему подзаголовку). CMS (читается как «си-эм-эс») – это аббревиатура от английского словосочетания Content Management System. По-русски – система управления содержанием (сайта). Она же «админка», она же «движок», она же «сиэмэска», «цэ-эм-эс» и т.д.

Фактически, CMS – это программа, размещенная на удаленном сервере, которая позволяет Вам управлять содержанием Вашего сайта: добавлять текстовую и графическую информацию, размещать ссылки, публиковать новости, заметки в блоге, обновлять цены на сайте, модерировать комментарии и т.д. Делается это все через интерфейс CMS, который может быть как фантастически удобным, так и откровенно убогим.

Сколько CMS представлено на рынке? Точно не знаю. Тысячи. Возможно, десятки тысяч. На первый взгляд, есть, из чего выбирать. На самом деле, все это многообразие можно разбить на простые группы: платные и бесплатные, открытые и закрытые. И выбор сразу станет понятнее и проще.

Платные и бесплатные CMS

Как привычные нам компьютерные программы, так и CMS (которая, кстати, тоже разновидность «софта») есть платные и бесплатные. На первый взгляд, может показаться, что платные CMS по умолчанию должны быть лучше – удобнее, предлагать больше пользовательских возможностей и т.д. На самом деле это отнюдь не так.

На мой взгляд, ключевое отличие платных CMS – большая (ударение на первом слоге) защищенность. Их сложнее взломать. Именно это и стоит денег, а не удобный интерфейс и пр. И тут возникает вопрос: действительно ли Вам нужна дополнительная защита от взлома? Будет ли на Вашем сайте особо ценное содержание, которое нужно хранить за семью замками?

В большинстве случаев ответ будет «нет»: если у Вас сайт-визитка, корпоративный сайт или блог, то почти вся (а то и полностью) информация и так будет в открытом доступе, и красть там просто нечего. В худшем случае Вам сайт либо «подвесят» (и Вы не сможете зайти на него без помощи разработчиков), либо «уронят» (сайт будет недоступен), либо разместят на нем что-нибудь малоприятное (например, призыв сместить кого-нибудь из политиков).

Так ли это страшно? Едва ли. Часто ли такое случается? Довольно редко. Есть ли от этого дополнительная защита? Есть: во-первых, каждый день нужно делать бэкапы (резервные копии сайта; при грамотной настройке, делаются автоматически); во-вторых, доступ к админке сайте можно ограничить, например, по IP-адресам (можно указать вообще всего один – Ваш), и риск взлома будет сведен почти к нулю.

Зачем нужны платные CMS

Платные CMS нужны, например, для (усиленной) защиты личных клиентских данных (в т.ч. платежных данных), защиты коммерческой информации (в тех же интернет-магазинах)… Обычно их удобнее использовать для интеграции со складскими программами (в России – 1С). В ряде случаев платные CMS обладают лучшим функционалом для решения конкретных бизнес-задач (например, при разработке интернет-магазинов)…

Резюмирую раздел про платные и бесплатные CMS, можно выделить три ключевых вопроса, на которые стоит ответить при выборе «админки»:

  1. Будет ли на сайте информация, которая требует повышенной защиты (например, в закрытом доступе – личном кабинете пользователя)?
  2. Нужна ли интеграция с 1С (или другими складскими программами)?
  3. Планируется ли на Вашем сайте интернет-магазин?

Если на все три вопроса Вы ответили «нет», смысла в выборе платной CMS я не вижу. К слову, о цене вопроса: в зависимости от выбранного функционала, стоимость лицензий может колебаться в районе 20-30 тысяч рублей. Примерно столько же стоит разработка (без стоимости дизайна) сайтов, дизайн которых я разрабатываю (примеры смотреть в портфолио). Другими словами, за счет отказа от использования платных CMS часто можно снизить стоимость разработки сайта примерно в два раза.

Открытые и закрытые CMS

Тут всё просто: в CMS закрытого типа может вносить изменения только компания, которая эту CMS разработала; в CMS открытого типа – любая компания, которая владеет данной CMS (на уровне разработчика). Возможно, здесь потребуются пояснения. Приведу их ниже.

Начну с закрытых CMS. В чем их суть? В том, что при помощи CMS собственной разработки компания-разработчик привязывает заказчика к пользованию ее услугами. Представьте, что Вы купили какой-то хитрый телевизор, который можно ремонтировать только в одном сервисном центре. И если Вы принесете этот телевизор в другой сервисный центр, Вам скажут, что не могут ничего с ним сделать, так как в нем использована неизвестная (например, инопланетная) технология. И все, что можно сделать – купить другой подобный телевизор. Вам понравится такая ситуация? Вряд ли.

В реальности это выглядит так. Вы знакомитесь с разработчиком. Переговоры идут хорошо. Они – классные ребята, и вы быстро нашли общий язык. Понимаете друг друга с полуслова. Всё просто отлично! Подписываете контракт, делаете предоплату, начинаете работать, и тут… Что случилось? Вдруг выясняется, что эти «классные ребята» на самом деле конченные идиоты, которые не понимают элементарных вещей! Но деньги-то уже заплачены, и возвращать их никто не собирается. Поэтому работу приходится доводить до конца.

Цена вопроса – потерянное время, подпорченные нервы, сорванные сроки. Кроме того, качество может оказаться не тем, на которое рассчитывали. В итоге у товарища маркетолога лопается терпение, и он принимает (правильное) решение работать с другой командой разработчиков. И тут начинается самое интересное.

Другой разработчик говорит, что для начала работы с ним сайт нужно перенести на другую платформу (другую CMS). Что по деньгам и срокам равносильно созданию сайта с нуля. Неприятно, правда? Но делать нечего: порой приходится идти на этот шаг (и терять деньги и время).

Виноват ли заказчик в том, что оказался в такой ситуации? Нет, не виноват. Он попал в нее по незнанию. И я думаю, что в похожей ситуации чуть ли не ежедневно оказываются заказчики из разных регионов России (а возможно, и других стран – проходимцев везде хватает).

Немного конкретнее

Выше я условно разбил существующие CMS на открытые и закрытые, платные и бесплатные. В виде таблицы это может выглядеть так:

Открытого типа Закрытого типа
Бесплатные a c
Платные b d

 
Очевидно, что как с финансовой, так и с пользовательской точки зрения, наиболее предпочтительными выглядят бесплатные CMS открытого типа. За ними логично расположить платные CMS открытого типа, после которых – CMS закрытого типа (платные или бесплатные, на мой взгляд, в данном случае значения не имеет, но об этом мы еще поговорим ниже).

Примеры бесплатных CMS открытого типа: WordPress, Drupal, Joomla и пр. Примеры платных CMS открытого типа (российские разработки): 1С Битрикс, UMI и др.

Еще несколько слов о CMS закрытого типа. Как я уже писал, это очень нишевые продукты, доля рынка которых ничтожно мала. К таковым относят продукты маленьких компаний (например, Scada или MediaPark), которые могут быть как платными, так и бесплатными. Тут может быть эдакий маркетинговый ход: компания может назвать небольшую стоимость разработки сайта… и компенсировать ее платой за CMS. То есть итоговая сумма, которую заплатит заказчик будет не такой уж и маленькой.

Отдельная «прелесть» платных CMS – это продажа лицензий на их использование на заданный период (например, на один год). Понятно, что через год лицензию нужно будет продлить. Теперь представим, что сайт делается на пять лет. Двадцать тысяч рублей умножим на пять – 100 тысяч рублей. За МЕНЬШИЕ деньги можно разработать очень и очень серьезный корпоративный сайт. Так что при выборе подрядчика настоятельно рекомендую все выяснить об условиях работы с ним. В том числе, что касается CMS – системы управления сайтом.

Статистика CMS

Чтобы более наглядно показать многообразие доступных на мировом рынке CMS, привожу ниже небольшую табличку со статистикой систем администрирования сайтов. Данные представлены за год с разбивкой по месяцам. Интерес в таблице представляют как доли рынка, так и динамика роста/падения популярности той или иной CMS (слева в таблице указано название CMS, сверху – месяц, в теле таблицы – доли рынка каждой CMS на данный месяц):

cms-market-shares-780

Что, на мой взгляд, интересно в таблице:

  1. Безусловным лидером, который держит более половины (!) рынка является бесплатная CMS открытого типа WordPress
  2. Данная CMS со временем становится все более и более популярной
  3. Падает относительная популярность другой неплохой CMS открытого типа Drupal (которая в 10 (десять) раз менее популярна, чем WordPress)

Еще момент. Поскольку статья посвящена именно выбору CMS, считаю корректным порекомендовать делать выбор из продуктов востребованных – которые входят в ТОП-3. Т.е. если говорить о бесплатных CMS открытого типа, это будут уже упомянутые выше WordPress, Joomla или Drupal. О выборе из этих трех я напишу краткую отдельную статью. В заключении же поделюсь личным опытом работы с разными системами администрирования сайтов.

Личный опыт

Так как проектированием и разработкой сайтов я занимаюсь с 1999 года – уже 15 лет, считаю себя достаточно компетентным в этой области, и готов поделиться личным опытом. В конце 90-х я работал с сайтами, написанными на чистом HTML. В то время само понятие CMS только начинало формироваться.

В «нулевых» мне довелось поработать с CMS закрытого типа разных разработчиков. Работать довелось с корпоративными сайтами, online-изданиями и интернет-магазинами. Из тех десяти с небольшим CMS закрытого типа, которые я видел не могу сказать, чтобы они чем-то принципиально отличались. По пятибалльной системе каждой из них можно было поставить твердую «тройку» – их вполне можно считать удовлетворительными.

В течение последних пяти лет я регулярно работаю с сайтами на платформах WordPress, Drupal, Joomla, UMI и «1С Битрикс». Уверенно заявляю, что ничего более удобного, чем WordPress я не видел, и даже представить себе не могу. «1С Битрикс» и Drupal очень похожи, Joomla по техническим причинам не подходит для органического продвижения…

На вкус и цвет

Как известно, на вкус и цвет товарища нет. Мое мнение может отличаться от Вашего: Вам может быть удобнее одно, мне – другое. Поэтому перед тем как выбрать ту или иную CMS, я настоятельно порекомендую Вам попросить нескольких разработчиков продемонстрировать Вам те системы управления сайтами, с которыми они работают.

У любой уважающей себя компании есть демо-версии CMS, к которым они могут дать доступ клиентам. Воспользуйтесь этой возможностью: попробуйте поработать с разными CMS, выберите, какая именно Вам более удобна, поговорите с ее пользователями, соберите о ней отзывы. Решение о выборе CMS должно быть довольно серьезным: Вам с этим работать не один год.

Если все автомобили управляются одинаково, то все CMS – по-разному. Да, в них есть общие черты (например, возможность редактирования в визуальном редакторе и в формате HTML), однако работе с каждой нужно учиться. Пожалуй, разные CMS можно сравнить с разными музыкальными инструментами: ноты и гаммы те же, а играть на клавишных, струнных и ударных инструментах нужно совершенно по-разному.

Другие статьи
Доли рынка и тренды CMS
При выборе CMS (систем управления содержанием) для сайта может быть полезным ознакомиться с мировой статистикой их использования: какие CMS наиболее популярные, какие только набирают популярность и какие, наоборот, популярность теряют. Читать далее
Что такое CMS
Content management system или, сокращённо, CMS (читается «си-эм-эс») – это в переводе с английского система управления содержанием. Читать далее
UMI или WordPress: какую CMS выбрать?
Выбор CMS (content management system – система управления содержанием сайта) главным образом зависит от типа сайта: если для лендинга, корпоративного сайта или блога отлично подойдет WordPress, то для больших интернет-магазинов лучше использовать UMI или другие специализированные CMS. Читать далее
Какую CMS выбрать для сайта?
Для сайта логично выбирать ту CMS, которая позволяет решать поставленные задачи и с которой удобно работать. Для корпоративного сайта и интернет-магазина это могут быть разные CMS. Читать далее