Маркетинговый комплекс предприятия: теория и практика

В академическом и практическом маркетинге представления о том, что является маркетинговым комплексом предприятия, отличаются радикально. Четырем и семи «пи» теоретиков нет места в реальном бизнесе.

Павел ШУДНЕВ

В классическом маркетинге – в отличие от интернет-маркетинга – теория и практика пересекаются на удивление редко. Более того: практика часто категорически противоречит теории. Наглядный тому пример – взгляд на то, что является комплексом маркетинга предприятия.

Фото теоретической модели комплекса маркетинга

В академической литературе по маркетингу очень большое внимание уделяется комплексу маркетинга 4P (четыре «пи») – product, price, place, promotion (англ. продукт, цена, распространение и продвижение – соответственно). В последнее время получила широкое распространение и модель 7P (семь «пи»). Помимо упомянутых выше четырех слов на английскую букву «пи», она также включает people, process и physical evidence (англ. персонал, процесс и физическое свидетельство).

Это – четыре и семь «пи» маркетинга – и есть академическое понятие комплекса маркетинга предприятия.

Комплекс маркетинга на практике

За пятнадцать лет в практическом маркетинге, я ни разу не столкнулся с применением академического комплекса маркетинга на практике. Ни разу! Скажу больше: насколько мне известно, не столкнулся с ним ни разу и ни один из знакомых мне маркетологов.

Возникает вопрос: если учения о моделях 4P, 7P (а также 9P и т.д.) не используются на практике, зачем им уделять столько внимания в академических кругах и в теоретической литературе? Не знаю. Зато я точно знаю, что является комплексом маркетинга предприятия в реальном бизнесе: всё, что касается клиента.

Фото Питера Друкера

Питер Друкер (на фото) в своё время дал отличное определение маркетинга: маркетинг – это весь бизнес, рассматриваемый с точки зрения клиента. И ограничивать его какими-то «пи» как минимум глупо. Кроме того, каждый бизнес индивидуален, и подгонять разные виды деятельности на разных рынках под одну-две модели, просто нелепо.

Другие статьи
Характеристики целевой аудитории
В зависимости от типа рынка, целевая аудитория может иметь различные географические и социально-демографические характеристики. Читать далее
Папа Римский: теперь и на facebook
Папа Римский Иоанн Павел II завёл официальные аккаунты в социальных сетях facebook и YouTube. Похоже, что PR-служба Ватикана решила расширить своё влияние на просторы Сети. Читать далее
4p маркетинга
Теория 4p маркетинга, также известная как комплекс маркетинга 4p и маркетинг-микс, это комплексное рассмотрение четырех факторов – продукта, его цены, распространения и продвижения – на успех в бизнесе. Читать далее
7 простых способов, как вызвать доверие к сайту
Одна из главных задач сайта – вызвать доверие пользователя. Узнайте семь простых советов, как это сделать. Читать далее