Разработка логотипа в Санкт-Петербурге и Москве

Прежде чем приступить к разработке логотипа, от заказчика нужно получить список пожеланий к будущему фирменному знаку. Другими словами, получить заполненный бриф с четкими ответами на вопросы о том, каким заказчик хочет видеть свой логотип. После этого вносится предоплата, и мы приступаем к работе: разрабатываем 5-8 вариантов дизайна на выбор заказчика и вносим нужные правки в выбранный вариант логотипа. Рассмотрим этот процесс шаг за шагом.

Павел ШУДНЕВ

Шаг первый: заполнение брифа на разработку логотипа

Бриф (от англ. brief – инструкция) – это небольшой вопросник, который нужно заполнить заказчику. Количество вопросов в брифе может варьироваться – в зависимости от исполнителя, и необходимых для его работы вводных. В нашем брифе, например, мы предлагаем заказчику ответить на восемь простых вопросов:

  1. Текст логотипа
  2. Подзаголовок логотипа (если нужен, например «Технологии энергосбережения»)
  3. Сфера деятельности компании
  4. Дизайн логотипа: текстовый (только текст), символьный (только символ – без текста) или комбинированный (текст и символ)
  5. Какие цвета вам нравятся?
  6. Сколько цветов можно использовать в логотипе?
  7. Какое впечатление должен производить логотип?
  8. Ваши пожелания к оформлению логотипа (если есть)

Рассмотрим каждый вопрос подробнее.

Текст логотипа. В большинстве случаев, здесь указывается название компании. Реже – название проекта (например, сайта), бренда и т.д.

Подзаголовок логотипа. Ещё его называют дескриптором. Это может быть сфера деятельности компании или её слоган. Далеко не во всех логотипах используются подзаголовки, и не всегда их использование оправдано.

Сфера деятельности компании. Дизайнеру важно знать ответ на этот вопрос, чтобы иметь представление о направлении его будущих работ.

Дизайн логотипа. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее. Есть всего три вида логотипов: текстовые, символьные и комбинированные. Текстовый логотип состоит только из текста (например, только из названия компании); символьный – только из символа; комбинированный – из текста и символа. Самым большим спросом пользуются комбинированные логотипы.

Какие цвета вам нравятся. Одно из неочевидных требований к дизайну логотипа заключается в том, что он должен нравиться заказчику. Вряд ли заказчику понравится логотип, в котором использованы неприятные ему цвета! Поэтому ответ на вопрос о цветах нужно получить, что называется, на берегу. Есть еще момент. Не факт, что цвета, которые нравятся заказчику, вообще можно будет использовать в дизайне логотипа. В таком случае, со стороны исполнителя лучше будет об этом заблаговременно сказать заказчику, и обосновать свою точку зрения (например, синий и красный цвета в логотипе использовать нежелательно, так как эти цвета взаимоотталкивающие).

Сколько цветов можно использовать в логотипе. Распространенные варианты ответа на этот вопрос: один, два, три, на усмотрение дизайнера. В целом, мы не сторонники использования более двух цветов в дизайне логотипа, однако это зависит от многих факторов. Например, в логотипе «Рив Гош» использовано пять цветов, и он выглядит превосходно. Так как заказчик, скорее всего, разбирается в дизайне не столь хорошо, как мы, считаем, что лучший ответ на вопрос о количестве цветов в логотипе – на усмотрение дизайнера.

Какое впечатление должен производить логотип. Если честно, этот вопрос часто ставит заказчиков в тупик… Тем не менее, ответить на него все же надо. Подумайте о том, как вы хотите, чтобы потенциальные клиенты воспринимали вашу компанию. Какие вы (или какими бы вы хотели быть): современные, стильные, модные, консервативные, революционные, нестандартные, молодежные, трендовые? Логотип должен производить такое же впечатление.

Ваши пожелания к оформлению логотипа. Здесь можно написать некоторые специфические требования или пожелания. Например, когда мы занимались разработкой логотипа Beit Gadi (Израиль), в ответе на этот вопрос было сказано (цитата): «шрифт должен быть схожим со шрифтом иврита, или отдаленно напоминающим иврит и при этом все-таки европейским, с пространством. Направление – северо-восток – направление роста и развития. Простой и яркий». Если вы не поняли фразы про «иврит, но европейский», «простой и яркий, но с пространством» и «направление – северо-восток» (направление чего?!), попробуйте представить, каково нам работать с такими брифами 🙂

После получения заполненного брифа на разработку логотипа, ответы на некоторые вопросы, как правило, уточняются (например, под северо-восточным направлением имелось ввиду желаемое направление символа логотипа Beit Gadi, от чего заказчик в процессе работы сам отказался). Когда постановка задачи ясна, заказчик вносит предоплату, и мы приступаем к творческому процессу создания логотипа.

Шаг второй: разработка 5-8 вариантов дизайна

Мы разрабатываем не меньше пяти, но не больше восьми разных вариантов дизайна логотипа, из которых предлагаем заказчику выбрать один. Иногда бывает, что заказчику сразу очень понравится один из предложенных вариантов, и никаких правок вносить не надо. Чаще всего в один из вариантов дизайна нужно внести некоторые правки (как правило, косметические), после чего работа принимается заказчиком.

На разработку первых вариантов логотипа обычно уходит неделя. Разработать несколько вариантов дизайна логотипа на основании заполненного брифа – это типовая работа, которой наши специалисты занимаются в общей сложности более пятнадцати лет (в рамках multipromotion – более трех лет).

Намного сложнее создать логотип, который понравится заказчику: не секрет, что зачастую заказчик сам не знает, чего он хочет. И даже если работа выполнена в строгом соответствии с брифом, иногда это может ровным счетом ничего не значить! В ответ можно услышать что-нибудь вроде «мы не это имели ввиду» или «а я не так себе это представлял» и так далее.

Шаг третий: разработка финального варианта логотипа

Во избежание двояких толкований и недоразумений (всякое бывало), мы настоятельно просим заказчиков все пожелания к оформлению логотипа присылать в письменном виде. В том числе, это относится к финальным правкам.

В большинстве случаев, правки эти оказываются незначительные: например, попробовать написание названия компании другим шрифтом или другим начертанием шрифта; попробовать другие оттенки цвета в логотипе; сделать формы символа более округлыми или, наоборот, более резкими.

На внесение финальных правок и согласований обычно уходит вторая неделя. Таким образом, стандартный срок разработки логотипа «под ключ» у нас составляет две недели. В случае, если согласование затягивается (когда заказчик не может оперативно сформулировать в письменном виде свои пожелания к дизайну логотипа) процесс разработки может увеличиться на время согласования.

Из опыта, примерно в 80% случаев мы делаем логотипы за две недели. В 20% случаев (т.е. примерно в одном случае из пяти) процесс может затянуться – обычно на одну-две недели, больше – только в крайних случаях, каковых в нашей практике было два. Надеемся, что больше их не будет.

Что в себя включает процесс разработки логотипа?

Фактически, создание логотипа сводится к трем составляющим:

  1. Подбору фирменных шрифтов
  2. Разработке цветовой гаммы
  3. Созданию фирменного символа (исключение – текстовые логотипы)

Задача, которую решает дизайнер, заключается в том, чтобы описанные выше элементы гармонично сочетались между собой и соответствовали требованиям заказчика.

Что получает заказчик по окончании работ?

По завершении работы, мы подготавливаем для заказчика несколько вариантов утвержденного логотипа для разных сфер применения:

  • Логотипы в форматах pdf и eps – для печати
  • Варианты логотипа в цветовой палитре Pantone (плоские цвета без перехода), например, для шелкографии
  • Отдельный файл для изготовления печатей и штампов
  • Файлы в пригодных для использования на сайтах форматах jpeg и png (с прозрачным фоном)

Иногда также делается инверсная версия логотипа (например, белая – для использования на темном фоне). В таких случаях в комплекте утвержденных логотипов также обязательно будут соответствующие файлы для печати и использования в Интернете.

Другие статьи
Характеристики целевой аудитории
В зависимости от типа рынка, целевая аудитория может иметь различные географические и социально-демографические характеристики. Читать далее
Нужны ли новости на корпоративном сайте?
Сомнительная традиция публиковать новости на так называемых «корпоративных» сайтах на удивление живуча: по сей день мне встречаются российские сайты с этим чудесным разделом, в котором последние (они же первые) новости были опубликованы больше года назад. Читать далее
Почему разработчикам выгодно предлагать платные CMS
Зачастую разработчики сайтов рекомендуют платные системы администрирования сайтов (CMS) как более надежные. Если же называть вещи своими именами, смысл такого предложения отнюдь не в надёжности, а в возможности больше заработать. Читать далее
Как выбрать разработчика сайта?
Если сравнить разработку сайта с ремонтом квартиры, то разработчиков можно сравнить со строителями: взятые на себя обязательства они могут выполнить плохо, а то и не выполнить вовсе. Чтобы свести риск к минимуму, следуйте приведенным в этой статье советам о выборе разработчика сайта. Читать далее