Три задачи главной страницы сайта

Главная страница сайта должна решать три задачи: дать представление о том, чем занимается компания, вызвать доверие и подсказать, куда двигаться дальше.

Павел ШУДНЕВ

Один из моих принципов работы – «сначала маркетинг, потом дизайн». Поэтому в разговоре о задачах главной страницы сайта мы будем обсуждать именно маркетинговые (или, если хотите, коммерческие) задачи.

Для начала давайте ответим на простой вопрос: как человек видит главную страницу сайта? Вопрос может показаться странным, однако если чуть-чуть задуматься, многое станет на свои места. Целиком ваш потенциальный клиент может увидеть главную страницу сайта только в двух случаях:

  1. Если она занимает всего один экран
  2. Если он рассматривает ее, как картинку (например, в портфолио сайта как карточку работы)

Во всех остальных случаях ваш потенциальный клиент будет просматривать главную страницу сайта частями, и одна условная часть будет меньше или равна одному экрану (монитора, мобильного телефона или планшета – устройства, с которого сайт просматривается).

Задачи первого экрана

Просмотр главной страницы сайта всегда будет начинаться с ее верхней части. Для удобства, назовем ее «первым экраном». Графическая и текстовая информация на нем должна моментально формулировать у человека представление о том, чем занимается компания. Это – первичная задача главной страницы сайта. (Другими словами, уже с первого экрана главной страницы сайта должно быть ясно, чем компания занимается.)

Желательно, чтобы при этом также формировалось и некое представление о компании как таковой, некий ее имидж (желательно, положительный) – что эта компания серьезная, что ей можно доверять и т.д. Желательно вызвать у посетителя некую позитивную эмоцию. (К слову, убогий логотип вряд ли вызовет позитивные эмоции.)

Как это сделать?

Сделать это можно при помощи грамотной работы с графическим материалом (чаще всего – с фотографиями) и с текстом (а иногда и без него). Сочетание грамотной работы с первым и вторым – это и есть реализация принципа «сначала маркетинг, потом дизайн».

Примеры мы рассмотрим несколько позже. Сейчас же хотелось продолжить речь о других задачах главной страницы сайта.

Принцип постепенного раскрытия информации

В профессиональном дизайне есть такое понятие, как принцип постепенного раскрытия информации (который отлично «стыкуется» с маркетингом). О чем он говорит?

О том, что не надо человека сразу «грузить» длинными текстами, кучей картинок, морем предложений; не надо предлагать вам сразу же позвонить, написать e-mail или задать вопрос консультанту – который, по идее, должен быть online, но зачастую online его почему-то не бывает…

Вот этого делать не надо (возможно, вы уже подумали, что большинство российских сайтов этим ох как «грешат»). Хорошо. А как надо?

Задача №2: вызываем доверие

Как чай мы пьем маленькими глотками, так и информацию нужно подавать небольшими порциями. В идеале – так, чтобы один информационный блок занимал не больше одного экрана.

Если первичная задача главной страницы – дать представление о роде деятельности компании, то вторая задача, которую желательно решить – вызвать у человека доверие. Хотя бы для того, чтобы для начала просто удержать его на сайте. (Наверняка вам знакомы ситуации, когда вы быстро покидали главную страницу сайта – даже если его тематика соответствовала вашему запросу.)

Как вызвать доверие? Вопрос однозначно маркетинговый, дизайн в этом может лишь помочь. Если говорить о так называемых корпоративных сайтах (другими словами, об обычных сайтах компаний – строительных, торговых, производственных и пр.), то можно перечислить ряд инструментов, которые используются для этого во всем мире:

  1. Очень коротко скажите о своих сильных сторонах
  2. Покажите часть ваших работ
  3. Приведите отзывы ваших клиентов
  4. Покажите вашу команду или ваших ключевых игроков
  5. Назовите нескольких клиентов, которые с вами работают
  6. Укажите области, в которых вы сильны
  7. Покажите ваш адрес на карте
  8. Дайте аннотацию статьи, в которой вы раскрываете ваш профессионализм
  9. Если у вас есть сертификаты (дилерские, ИСО и т.д.) – покажите их на сайте
  10. О вас пишут в СМИ? Отлично! Дайте на эти статьи ссылки
  11. У вас есть видеоролик о компании? Очень хорошо: его смело можно разместить на главной странице
  12. Ваш бизнес удостоен отраслевых наград? Поздравляем! Не прячьте их – разместите на сайте
  13. Вы (ваша компания) являетесь членом той или иной отраслевой ассоциации? Ну, вы и сами уже догадались 🙂
  14. Вы попали в какие-то рейтинги (например, рейтинг дизайн-студий России)? На главной странице смело можно об этом сказать
  15. Сделали проект (или работу), которой гордитесь? Так не стесняйтесь – разместите это прямо на главной странице вашего сайта!

Как видите, шаги эти простые и вполне логичные. Естественно, не нужно размещать все 15 блоков – это будет явный перебор, да и вряд ли столько у вас наберется… Разместите столько, сколько посчитаете нужным. Лично мне логичным кажется от трех-четырех до семи.

Например, на главной странице этого сайта таких блоков (модулей) использовано четыре:

  • Краткая презентация – всего 9 слов («мы делаем сайты, логотипы и буклеты европейского класса недорого»)
  • Показаны 6 последних работ из портфолио
  • Даны отзывы клиентов (точнее, приведен всего один отзыв; отзывы можно листать по одному – опять же, чтобы не было ощущения перегруженности)
  • Представлена наша команда

Как минимум, на момент написания этого текста их было четыре. Со временем, возможно, их станет больше…

Куда идти дальше?

Это не очередной вопрос русской интеллигенции, а третья задача главной страницы сайта – подсказать вашему посетителю, куда ему двигаться дальше, в какой раздел сайта перейти.

Например, петербургская компания Lege Artis, которая занимается дизайном интерьеров и продажей мебели и сопутствующих аксессуаров, на своей главной странице на выбор потенциального клиента предлагает восемь направлений: дизайн-студия, мебель, освещение, кухни, текстиль и др. И это сделано абсолютно правильно.

Вполне достойный дизайн этого сайта для потенциального клиента является прямым подтверждением того, что компания в дизайне разбирается. В данном случае дизайн решает свою задачу – моментально вызывает у посетителя доверие и уважение.

Компания не перегружает потенциального клиента (скорее всего, человека занятого, у которого крайне мало времени) ненужной информацией. Вместо этого она говорит о себе кратко – всего две строчки текста, 20 слов, одно предложение: Lege Artis – компания полного цикла, предлагающая своим клиентам широкий спектр услуг по созданию интерьера от архитектурного проектирования до подбора аксессуаров.

Главная страница этого сайта сделана абсолютно правильно:

  1. С первого экрана ясно, чем компания занимается
  2. Дизайн сайта (в т.ч. благодаря использованным на сайте фотографиям) быстро вызывает доверие к компании и дает представлении о ее уровне
  3. Сразу после этого пользователю дается на выбор восемь разделов сайта, в которые он может перейти

Как делать не надо

Выше шла речь о том, как делать правильно и логично. Однако в России почему-то зачастую не хотят перенимать положительный мировой опыт, и вместо этого решают идти «своим путем». Т.е. делают так, как считают нужным. Почему? Потому что кажется, что так надо. А «кажется» значит, что не знают, как надо…

Например, на одном из случайно просмотренных сайтов по той же тематике на главной странице сайта выложено всё портфолио работ (к слову, вполне приличное). Если потом зайти в раздел «Портфолио», то эта страница будет идентична главной. Длина текстовой строки на главной странице этого сайта на Full HD мониторе достигает аж 242 символов (при максимально допустимых 100 символах)…

Понятно, что посетитель в этом беспорядке разберется, и, быть может, даже обратится в эту компанию, но… Задача дизайна – сделать так, чтобы посетителю не нужно было ни в чем разбираться. Чтобы всё было сразу ясно. Чтобы сайт был читабельным, смотрибельным и интуитивно понятным.

Другие статьи
Три вида тестирования сайтов
Как показывает опыт, готовые сайты всегда (!) отличаются от запланированных. Чтобы выявить отличия – и получить именно то, что вы заказали (а не что-то похожее), нужно проверить на соответствие запланированному внешний вид сайта (дизайн) и его работу (функционал). Иногда – скорость загрузки сайта. Об этих видах тестирования – читайте ниже. Читать далее
Оценка спроса
Современные интернет-технологии позволяют оценить спрос на различные товары и услуги в течение нескольких минут. Самый простой способ это сделать – при помощи сервиса Yandex.Wordstat. Читать далее
Характеристики целевой аудитории
В зависимости от типа рынка, целевая аудитория может иметь различные географические и социально-демографические характеристики. Читать далее
Как выбирают товар?
Этот вопрос, как выбирают товар, очень важен в практическом маркетинге. Знание ответа на него поможет вам правильно распределить маркетинговый бюджет и привлечь больше покупателей. Читать далее